«Московский дневник» Вальтера Беньямина на фестивале «Белый Июнь»
«Московский дневник» – это рукописные записки о происходящем 20-х годов прошлого века во время пребывания в Москве одного из знаковых философов XX столетия – Вальтера Беньямина. Размышления и очерки повседневности постреволюционной России, возможности и неудачи, цензура и любовь – собственноручно были записаны Беньямином на страницах этого дневника. Сегодня прикоснуться к жизни великого философа, критика, писателя и переводчика может каждый из нас.
A nativitate.
Александр Иванов, Ad Marginem
КлубСМИ побывал на фестивале книги «Белый июнь», где основатель и главный редактор издательства Ad Marginem Александр Иванов презентовал «Московский дневник» Вальтера Беньямина в переводе Сергея Ромашко.
Дневник Вальтера Беньямина – окно в 20-е годы XX века, субъективные заметки о времени. Александр Иванов провел параллель между началом и концом прошлого века: как и тогда, происходит сокрушение идолов. Именно в такое время и возникло издательство Ad Marginem.
Начало Ad Marginem неразрывно связано с этой эпохой.
Лекторий #2, Фестиваль книги «Белый Июнь» 2020
«Ницше говорил: когда меняется эпоха, на место старых идолов приходят новые, а тут вообще идолы летели со своих пьедесталов чуть ли не каждый день» (Александр Иванов)
Путь к сегодняшней презентации начался еще в далеких 90-х, когда Александр отказался от академической карьеры и занял пост редактора в государственном издательстве.
Спустя время он организовал своё Highbrow издательство Ad Marginem, где в новой форме происходило сочетание несочетаемых вещей: искусства и политики, литературы и кино, философии и антропологии.
Конец 80-х начало 90-х – время, когда возникла потребность публиковать тексты, статьи, книги, которые не входили в круг чтения в советского человека. Молодёжь и те, кто интересовались, чем же занимается гуманитарная наука, нуждались в подобном материале, а переводов инновационных текстов гуманитарной сферы было крайне мало. Многие науки изменились вовсе. К примеру, философия (мы говорим про философию именно на территории нашей страны – Прим. автора) в конце 80-х перестала быть вотчиной только академических интеллектуалов, она начала заниматься разноплановыми сюжетами, залезать в закрытые ранее для неё тематики и стала более интересной, открытой. Вокруг изменивших свою траекторию гуманитарных практик и стали образовываться новые ячейки интеллектуальных сообществ.
В середине 90-х издательство начало выпускать художественную литературу, в частности, связанную с искусством – книги Павла Пепперштейна и Владимира Сорокина, а в 2000-х они стали известны как издатели «новой литературной волны», которую сформировали такие авторы как Сорокин, Елизаров, Прилепин, Козлов и др.
Новая литературная волна была сильно инспирирована социальными конфликтами, возникшими на переломе эпох, когда последнее советское поколение вошло в новую буржуазную жизнь, ломавшую старые ценности.
Александр Иванов, Ad Marginem
В 2010-е годы издательство как бы вернулось к тому, с чего начинало: оно вновь стало издавать книги по философии, нон-фикшн, современную переводную прозу и поэзию и даже немного детской литературы, и выпустило в свет представленный на фестивале книги «Белый Июнь» «Московский дневник» – одну из любимых книг Александра Иванова.
Помимо «Дневника», на фестивале представлено около 50 издательств со всей России, у которых без наценки книжных магазинов можно купить новинки: «Книжный дом Анастасии Орловой», «Альпина Паблишер», «Поляндрия», Corpus, «Самокат», «Редакции Елены Шубиной» и других.
Сайт фестиваля: https://whitefest.ru. Организаторы — Фонд развития культуры и искусства Архангельской области, Ассоциация «Межрегиональная федерация чтения» и Архангельская областная научная библиотека им. Н. А. Добролюбова. Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».