Герои наших дней в спектакле «Автографа»
Без преувеличения эту постановку можно назвать событием в театральной жизни Северодвинска.
Пьеса известного писателя Юрия Полякова в постановке Заслуженного работника культуры России Татьяны Герловиной не часто ставится на сцене Дворца молодежи «Строитель», но каждый раз неизменно вызывает интерес зрителей. Потому что этот спектакль о нас, наших друзьях, соседях, родных.
А причина банальна – Виктор Евтухов, играющий одну из главных ролей – роль бизнесмена Виктора Черметова, ныне живет в столице, поэтому постановку и связывают с его нечастыми приездами в Северодвинск.
Итак, спустя двадцать лет после окончания школы, бывшие одноклассники встречаются на дне рождения своего школьного друга Ивана Костромитина (артист Максим Бобовский), героя Афганской войны, потерявшего способность воспринимать окружающий мир.
По одному приходят они к маме Ивана – Евгении Петровне, постепенно раскрывая перед зрителем свой внутренний мир, свои стремления и надежды.
Сначала приходит Света Погожева (Екатерина Зубарева) – в школе Иван и Света были влюблены, но школьная влюбленность в большую любовь не переросла.
Потом пришел Федя Строчков (Юрий Русанов), когда-то обладавший задатками хорошего поэта. Он сегодня пытается сочинить стихи про тяжелое ранение Ивана Костромитина, но на первом плане у поэта-бомжа алкоголь.
Каждая сцена, каждая реплика наполнена особым содержанием.
Вот «страдания» Анны Фаликовой (Елена Гинькина), которыми она делится со своей школьной подругой Светкой, тот пафос в ее словах, когда она достает из сумочки корону Королевы красоты.
Или наставления отца Михаила (Константин Кузьмин), который сам не прочь пригубить рюмочку-другую, уверяя, что священникам нельзя лишь курить.
А вот неожиданное появление Борьки Липовецкого (Олег Григорцевич), который вернулся из Австралии и искренне удивляется тому, что происходит в стране.
Появление дочери Светланы Ольги (Александра Онопа) напоминает нам о вечном конфликте поколений. Впрочем, у Ольги более значимая роль, нежели может показаться при ее первом появлении на сцене.
Знаковый момент и появление Виктора Черметова (Виктор Евтухов). Он пришел на сорокалетие школьного товарища с цветами, а не как Светка – с тортиком, надпись на котором ну никак не соответствует физическому состоянию Ивана.
А когда Ивана Костромитина вывозят на инвалидной коляске, многие зрители просто не сдержали слез.
Словом, это история о войне и любви, деньгах и вере, предательстве и лжи, преданности и дружбе, поэзии отношений и прозе жизни. Через судьбы бывших одноклассников – отличницы Светки, ставшей учительницей, «двоечника» Черметова, ставшего олигархом и мечтающего стать депутатом, Феди-Поэта, который превратился в алкоголика и бомжа, красавицы Анны, когда-то победившей на областном конкурсе красоты, но с годами растерявшей свой блеск, «австралийца» Борьки – просвечивают судьбы целого поколения. Поколения, которое прошло Афган и перестройку. Поколения, которое потерпело крах и вынуждено было учиться жить иначе, чем жили отцы и деды. В другой стране. В другом мире.
А инвалидное кресло Ивана становится своего рода исповедальней. К Ивану из комнаты, где празднуют его сорокалетие, к нему по очереди выходят его бывшие одноклассники и делятся самым сокровенным. Из этих исповедей зритель узнает, что Светка в старших классах была влюблена в Черметова, что Ольга это ребенок Виктора, а может, Ивана. Зритель узнает, что Анна безумно хочет замуж за Череметова, что Светлана до сих пор винит себя в тяжелом ранении Ивана…
«Соврёшь – умрёшь» – это школьная игра, где отвечающий должен говорить только правду. «Соврёшь – умрёшь» – исповедальный, предельно честный и местами жёсткий спектакль, замешанный на боли и сопереживании, где каждая фраза – яркий афоризм, а герои узнаваемы и близки. Спектакль о поисках счастья и о любви. О юношеских надеждах и рухнувших мечтах, о мучительных поисках ответов на вопросы – те, на которые, возможно, и не существует правильных ответов…
И даже смех Ивана в финале пьесы тому подтверждение. Пьеса очень понравилась всем, кто в это вечер пришел во Дворец молодежи «Строитель». И аплодисменты благодарных зрителей тому подтверждение.