Северодвинский китч сегодняшней эпохи
В Северодвинске на днях установили статую «Дедушка и внук». В сети разгорелся спор между теми кому «Зашло» и теми, кто «Против». Попробуем разобраться в ситуации.
В российском искусстве творится бардак – с этим согласны ведущие критики, художники и другие именитые личности из сферы искусств. На поприще искусства в России победил рубль. Рублёвые идеи захватили умы скульптуростроителей и скульптуроустановщиков. Плодятся мириадами легионы однообразных, сухих безжизненных скульптур. А почему? Да просто найден путь к кошельку власть имущих. Простые замкнутые формы и простые техники преобладают в фальшивом мире подсвечников-скульптур. Отсутствие движения и «огня» в угоду пресловутым узнаваемым морщинам – теперь не стоит называть искусством тот ширпотреб, что ставят на улицах Страны. Это не скульптура. Скульптура – это вид изобразительного искусства. Искусство – категория эстетики, эстетика в свою очередь чувственное восприятие. Восприятие, которого нет. Ну не может чувствовать человек смотрящий на «это». Чувственность проявляется в деталях. Например, если при взгляде вы ощущаете «дыхание», реализм мгновения, да, что далеко ходить текстуру и вид ткани, которую хотел передать художник, у вас возникает порыв чувств – это эстетика. Эстетика – искусство.
Подойдем к ближайшему творению сегодняшних «скульпторов». Взглянем на линии, идею. Простая узнаваемая идея понятная всем без исключения. Вот дед, вот внук – немного стряхнем с себя мысль о тех, кого ищет полиция, оставим неугодные мысли, что это не родственники. Бескозырка – кораблик. Просто. Идём дальше – футболка мальчика из какого материала? Ну понятно – «железо» какое-то. А референс с какого материала? Резина? Толстенная кожа? Спросим у прохожих: Владимир, 15 лет – «не знаю, похоже на резину, да.». Может ткань? Хлопок? – Да нет. Какой хлопок так себя ведет. Штаны «Дедушки» из какой ткани сшиты? Валентина: «Ну приятная статуя же? Нет? Штаны? Не знаю, из ткани наверное… » немного поговорив с журналистом продолжает, «может и резина, да. Непонятно.» Показываем Валентине фотографию статуи «Родина-Мать»: «- Да! Я поняла, у Родины видно или шёлк, или атлас, что-то лёгкое, а в северодвинской фигуре я не могу понять разницы». Что ж, если неискушенные понимают разницу между фальшью и искусством – и мы сможем.
Но это всё детали, мне, как жителю Города, остались непонятны две вещи: На кораблике заметна отчетливая грань от мастерка на исходной форме – изначальный проект создавался для модели размером с подсвечник? И что у мальчика со ртом? Ему явно плохо и это просится наружу. Или невозможно рот проработать? Взглянем опять на «Мать»…
Хотя видно, что мастер явно поработал немного больше над лицом «дедушки», был живой референс? Это хороший тон. Хотя, возможно я перегибаю. Я хочу видеть на улицах Города не пресловутый китч, а настоящее искусство. Но если это всего лишь китч – то, я надеюсь, он стоил не дороже садового гнома или лебедя из покрышек.